умные решения для телепроизводства

19.08.2016

Ультрасовременный телемагазин «БУМ-ТВ»



1 августа вышел в эфир большой универсальный телемагазин «БУМ-ТВ» - совместный мультиплатформенный проект крупнейшего оператора кабельного телевидения в РФ ПАО «Ростелеком» и одной из крупнейших в мире компании по торговле через телемагазины «GS Home Shopping Inc.» (Республика Корея). Данный проект ориентирован на зрелищность, шоу, интерактивное взаимодействие со зрителями в прямом эфире, что является новым для нашей страны форматом телемагазина и новой концепцией организации дистанционной коммерции. Вызов по адаптации южнокорейских телевизионных технологий для российского телепроизводства, проектированию и реализации данного проекта приняли инженеры «С-Про Системс».

   

Площадь студийного павильона составляет 315 м2 и он поделен на несколько съемочных зон, каждая из которых декорируется и оборудуется в зависимости от того, какой товар будет на ней представлен – одежда и аксессуары, посуда и кухонные принадлежности, инструмент, косметика и т.д. Павильон «БУМ-ТВ» является одним из немногих в Москве, где система освещения построена исключительно на LED-приборах, отличающиеся от своих ламповых аналогов более низким энергопотреблением, большей равномерностью освещения, отсутствием мерцания, лучшей цветопередачей и большим сроком службы. В данном проекте использовались светодиодные приборы ARRI, Dedolight, Kinoflo и Leader Light. Причем, благодаря приборам модельных рядов Celeb (Kinoflo) и L-Series (ARRI) у осветителей появилась возможность плавно настраивать световую температуру приборов в широком диапазоне от 2700 К до 10000 К, также, как и регулировать соотношение green/magenta (корректировка Plus/Minusgreen). 

Еще на стадии проектирования перед нашими специалистами встал целый ряд непростых вопросов 

Как автоматизировать наложение графики эфирными серверами так, чтобы в независимости от прошедшего с момента съемок времени информация по цене, остаткам и специальным предложениям на данный товар на графике всегда была актуальной? 
Каким образом и на какое оборудование вывести для персонала студийной аппаратной оставшееся до конца видеосюжета время? Ведь каналов воспроизведения пять штук, поскольку прямые включения из студии часто перемежаются сюжетами, видеоинструкциями, интервью, полноэкранной графической информацией, сравнениями в стиле «до и после», включениями из гримерной комнаты и прочее. 
Достаточной ли будет традиционная схема резервирования процессов телепроизводства формата 24/7 для такого проекта? 
Как сообщить видеорежиссеру, продюсеру и ведущим оставшийся до конца прямого эфира хронометраж (на «БУМ-ТВ» длительность прямого эфира из студии составляет 38 минут)? 

Это только малая часть вопросов. И зачастую, нетривиальные задачи требуют нетривиальных решений. Но обо всем этом по порядку.

   

Аппаратно-студийный комплекс (АСК) выполнен по классической схеме и включает в себя:

  • Аппаратно-студийный блок записи и трансляции программ (АСБ);
  • Студийный павильон записи и трансляции программ;
  • Эфирную аппаратную трансляции программ;
  • Тон-студию и дикторскую;
  • Машинный зал.

АСК обеспечивает работу в следующих режимах:

  • Многокамерная съемка с сохранением снятого материала в файловой форме на видеосервер и последующим монтажом программы в режиме off-line;
  • Формирование одной ТВ-программы методом многокамерной студийной съемки в режиме реального времени (режим on-line) с сохранением формируемой программы на видеосервере в формате XDCAM HD422 1080i/50 (50 mbps) и одновременной трансляцией сигнала в эфирную аппаратную.

В АСБ предусмотрено 7 рабочих мест (для видеорежиссера, двух ассистентов видеорежиссера, инженера, звукорежиссера, продюсера и оператора телесуфлера) и он обеспечивает формирование исходных материалов с качеством, отвечающим стандартам HDTV 1080i. Многокамерная съемка осуществляется одновременно не более чем 6-ю системными камерами. Кроме того, еще одна 7-я камера установлена в гримерной комнате. Дополнительно предусмотрена возможность подключения до двух асинхронных источников видеосигнала.

Звуковые сигналы для формирования ТВ программы в режиме on-line поступают с микрофонов, установленных в студии и в дикторской, с деэмбедеров и джингл-машины.
Сигналы источников звука поступают на звуковой микшер, формирующий программу. Выходной сигнал аудиомикшера мультиплексируется в видеосигнал программы студийной аппаратной. Сигналы с источников звука и сформированной звуковой программы поступают на звуковую матрицу для коммутации, распределения, контроля и резерва основного звукового тракта.

Формирование основной программы происходит с использованием всех источников видеосигналов, которые поступают на видеомикшер и матричный коммутатор. Видеомикшер производит цифровую обработку каждого входного видеосигнала и обеспечивает смену источников с использованием различных эффектов, включая эффект простого стыка, эффект линейного и нелинейного перехода, вход /выход из черного поля или генератора палитры, а также «шторок» с изменяемыми границами, амплитудами и прозрачностью.

Сигнал программы с микшера подается также на вход видеоматрицы, что позволяет коммутировать его на серверы для записи и раздавать с мультиэкранного процессора на мониторы в аппаратных и студии. В студию сигнал может подаваться с видеомикшера и с матрицы, переключение осуществляется вручную или автоматически коммутатором обхода. Видеоматрица распределяет сигналы всех источников на любые выходы для подачи потребителям и служит резервом основного тракта. Управление матрицей осуществляется с помощью панелей управления матричным коммутатором.

   

Система синхронизации позволяет генерировать опорный видеосигнал черного поля, как в формате BlackBurst, так и Tri-LevelSync, а также сигналы DARS и LTC.
Программный сигнал АСБ поступает на серверы записи и в эфирную аппаратную. Программный сигнал эфирной аппаратной поступает на кодировщики и передаётся транспортным потоком MPEG-2 5Mbit/s на кабельные сети ПАО «Ростелеком».
Все оборудование монтируется в рэковых стойках, размещенных в машинном зале, а также в консолях видеорежиссера, звукорежиссера, продюсера и инженера.
Сердцем нового комплекса стало известное профессионалам своим качеством и надежностью оборудование английского производителя «Snell Advanced Media».
А именно:

  • матричный коммутатор PYXIS с коммутационным полем 72х72 и резервными модулями управления и блоками питания; 
  • модульное оборудование для приема, обработки и передачи видео и аудио сигналов, сигналов связи и локальной сети, размещенное в корзинах SAM  IQH3B-S-P и состоящее из эмбедеров цифровых аудио сигналов в HD/SD-SDI, деэмбедеров цифровых сигналов из HD/SD-SDI, усилителей-распределителей различных типов, автоматических переключателей обхода (ченжоверов), кадровых синхронизаторов и Up-Down-Cross-конвертера;
  • мультиэкранные процессоры MV-flex. 
Кроме этого, на Up-Down-Cross-конвертер была установлена программная опция loudness-обработки звука с алгоритмом Linear Accoustic AeroMax 2.0, для соответствия контента телемагазина требованиям Федерального закона № 38-ФЗ «О рекламе» и рекомендациям Европейского Вещательного Союза в области нормирования звуковых сигналов в телерадиовещании (Рекомендации EBU R 128).
Данная опция также позволяет осуществлять мониторинг уровня звука до и после обработки, записывать эти данные в виде отчетных CVS-файлов, а также оперативно вносить корректировки в параметры обработки.

Кстати, возвращаясь к мультиэкранным процессорам: именно с помощью MV-flex удалось вывести на мультиэкранные дисплеи в студийной аппаратной и студийном павильоне счетчики прямого и обратного отсчета времени прямого эфира, стартующие по GPI-сигналу с видеомикшера RossVideo Carbonite 2 M/E.

В составе комплекса присутствуют три таких процессора: два выводят мультиэкранное изображение на дисплеи в АСБ и работают по принципу «горячего» резерва, дублируя друг друга на случай отказа оборудования или повреждения части кабельных трасс, а еще один – на мониторные тележки в студии (в качестве его резерва в машинном зале установлен квадратор LYNX PMV 1841).

Для нужд эфирной аппаратной и инженера студийной аппаратной установлены российские комплексные системы мониторинга TELETOR TeleSCREEN с программным обеспечением, позволяющим мониторить не только SD и HD-SDI каналы, но и IP-потоки. Эти системы работают в паре, также являясь «горячим» резервом друг для друга.

Видеомикшер с двумя линейками M/E был выбран не случайно: вторая линейка используется при формировании эффекта «до и после», который в силу специфики ассортимента телемагазина применяется в двух третях всех прямых эфиров. К слову о резервировании: панель видеомикшера, так же как и шасси микшера, имеет два блока питания и на случай выхода ее из строя на рабочем месте видеорежиссера расположена AUX-панель, которая позволит назначать любые источники на любые выходы микшера. Если же выйдет из строя шасси видеомикшера, для осуществления коммутации сигналов в программу на этом же рабочем месте установлены панели управления коммутатором обхода и матричным коммутатором, а так же панель управления кейером FOR-A DSK-400, позволяющая вводить графику в программу, чтобы досадные отказы основного оборудования не служили препятствием для продолжения съемочного процесса.     

       

Для создания звукового оформления программы из многочисленных источников звука с проведением необходимой коррекции, а так же для подачи выходных аудиосигналов на звуковое оборудование используются основной и резервный звуковые микшеры одного из старейших и крупнейших в мире производителей профессионального оборудования Yamaha QL-5 и QL-1. Помимо своей надежности и компактности, микшеры серии QL славятся чистотой и естественностью звука, уникальными обрабатывающими процессорами и средствами автоматического микрофонного микширования. Кроме этого, наличие встроенного сетевого протокола Dante позволило построить схему резервирования таким образом, что выход из строя нескольких кабелей или одного из микшеров не остановит проведения съемок зрелищного шоу в павильоне.

Остальное звуковое оборудование также подбиралось из ассортимента именитых марок и ведущих производителей: DBX, Digigram, Marshall, Phonak, Presonus, Rode, Sennheiser, Sonifex, Sony. Не забыли мы и об оборудовании торговой марки Digilab Professional московской фирмы «СКБ ПРОСТ».

В качестве съемочного оборудования в АСК используются 6 системных камер одного из ведущих производителей камер – Ikegami (модель HDK-55), установленных на пьедесталах Sachtler System 25 и студийном кране ABC Crane 120-9.0 version “M”, с подключением к камерным каналам по гибридному кабелю Canare 9.2mm Dia Fiber Cable 50 meters (Lemo Type CN), обеспечивающие формат выходного видеосигнала HD 1080/50I. Камерные каналы Ikegami BSF-55 обеспечивают двустороннюю передачу сигналов между камерами и оборудованием MR, необходимых для работы АСБ в студийном режиме. Параметры камеры дистанционно изменяются с помощью панелей управления Ikegami OСP-100, размещенных в консоли инженера студийной аппаратной. Состав передаваемых сигналов между камерой и камерным каналом: видео, синхронизация, служебная связь, управление, обратный сигнал и световая сигнализация - Tally.

Система технологической служебной связи реализована на оборудовании компании Telex (RTS Intercom Systems). В её основе - матричный коммутатор связи RTS ZEUS на 32 порта, который можно конфигурировать и управлять им через сеть Ethernet с помощью специального программного пакета AZedit Intercom с рабочего места инженера студийной аппаратной. Служебная связь обеспечивает технологическую связь видеорежиссера с видеооператорами, ведущими, персоналом эфирной аппаратной, инженерами, тон-студией, машинным залом, гримерной комнатой и менеджерами студийного павильона.

Для съемок контента вне студийного павильона, используются телевизионные журналистские комплекты (ТЖК), созданные на базе камкордеров Sony. Перед операторами «БУМ-ТВ» стоял трудный выбор – какая модель цифрового камкордера отвечала бы всем их требованиям и пожеланиям? Чтобы у камеры был высокий уровень мобильности; чтобы она могла писать материалы в Full HD и, при необходимости, в 4K; чтобы сенсор был Super 35, для удобства расстановки акцентов в кадре с помощью эффекта боке; чтобы была возможность изменять скорость видеосъемки; чтобы корпус был специально разработан для сложных условий съемки… Чтобы помочь определиться с этим выбором, Московское представительство корпорации Sony пригласило операторов к себе в шоу-рум, где все желающие опробовали новое оборудование в деле, что в конечном итоге привело к появлению в арсенале «БУМ-ТВ» камкордеров Sony PXW-FS7K – отличного инструмента для съемок телепрограмм, реалити-шоу, онлайн-трансляций, документальных фильмов и много другого. Инструмента, с легкостью выполняющего все художественные замыслы и постановочные задачи продюсеров и режиссеров телемагазина.

Но, вернемся к АСК.

     

В качестве серверов титрования, по настоянию корейской стороны, были выбраны мощные станции с программным обеспечением корейской фирмы «Visual Research Inc.»: Karisma CG Supreme для создания 2D и 3D титров и эффектов анимации в реальном времени и специально разработанное для телемагазинов приложение V-HomeShopping, позволяющее управлять шаблонами Karisma CG через протоколы TCP/IP, значительно повышая скорость подготовки выпуска графики и имеющее независимое ручное или автоматическое управление любым из 16-ти слоев графики. 

Один из серверов титрования является основным, второй же находится в «горячем» резерве. Кроме этого, есть еще и третий сервер – в «холодном» резерве.

Система автоматизации вещания, многоканальной записи, оперативного хранения видеоданных и формирования графики представлены комплексом оборудования и программного обеспечения российской компании «BRAM Technologies»

Серверы захвата Azimuth размещаются в машинном зале, а моноблоки 23'' HP EliteOne 800, для удаленного управления этими серверами, размещаются в студийной и эфирной аппаратных. Все серверы захвата и серверы воспроизведения так же работают по схеме «горячего» резервирования.


Благодаря сотрудничеству с «BRAM Technologies» и прямому взаимодействию с корейскими инженерами был блестяще решен, пожалуй, самый важный из возникших вопросов – автоматизация наложения графики эфирными серверами.

Наши технические специалисты предложили использовать для этой цели третий и четвертый канал эмбедированного аудио в программном видеосигнале АСБ и контрольный тон-сигнал. Идея заключается в следующем: во время записи программы в АСБ, при условии готовности графического оформления эфира на сервере титрования и при вводе этой графики в программу видеомикшером по каналу DSK, в программе, на одном из вышеуказанных каналов, должен появиться тон-сигнал. Даже если потом эта программа уйдет на пост-продакшн, в ней все равно будет присутствовать тон-сигнал в момент появления графики на экране. 

Следующий шаг – заставить эфирный сервер при обнаружении тон-сигнала в программе наложить соответствующую графику.

Корейские специалисты взяли на себя техническое воплощение данной технологии, результатом которого стали разработка и изготовление двух устройств:
1) Тон-генератора, при одновременном получении GPI-сигналов с сервера (или серверов) титрования и видеомикшера, формирующего тон-сигнал, который потом эмбедируется в программу;
2) Тон-детектора, который при обнаружении тон-сигнала в эфирной программе отправляет GPI-команду вещательным серверам.
Со своей стороны, для исполнения концепции использования тон-сигнала, программисты «BRAM Technologies» оперативно доработали стандартное ПО своих вещательных серверов и баз данных.

Этот пример плодотворного сотрудничества не был единственным на данном проекте: над вопросом выведения оставшегося до конца видеосюжета времени трудились инженеры «С-Про Системс», «BRAM Technologies» и «ЛЭС-ТВ», еще одного отечественного производителя оборудования для телевизионной отрасли. После многочисленных и долгих обсуждений был найден неожиданно простой способ передачи информации о длительности роликов по обычным Ethernet-сетям (в данном проекте организованных LAN-коммутаторами Cisco) – протокол TSL UMD v5.0.

И теперь уже программистам пришлось дорабатывать ПО серверов воспроизведения, внедрять в него технологию формирования TSL-пакетов и рассылки их по указанным IP-адресам. Основной же объем работ лег на плечи сотрудников «ЛЭС», которые в кратчайшие сроки спроектировали, изготовили и испытали сразу несколько устройств! 

Среди которых:
1) LES TR 118 – преобразователь сигналов управления и передачи их по Ethernet-сети, получающий от видеомикшера GPI-сигнал о том, какой из каналов воспроизведения сейчас выводится в программу;
2) Цифровые индикаторы – односегментный LES KU-11E и восьмисегментный LES KU-83E, получающие от TR 118 сигнал об активном канале воспроизведения и понимающие, с какого IP-адреса им следует забирать TSL-пакеты в данный момент времени. Далее, эти устройства из определенных полей TSL-пакета берут информацию об общей длительности видеосюжета, текущего времени воспроизведения и времени до его окончания, после чего индикаторы начинают выводить нужные данные. Причем односегментный индикатор дублирует информацию с восьмисегментного, только он активизируется за 9 секунд до окончания ролика, дополнительно акцентируя внимание рабочего персонала АСБ о скором переводе программы с сервера воспроизведения обратно на прямой эфир из студии.

Также, специалисты «ЛЭС-ТВ» с энтузиазмом откликнулись на нашу потребность в UMD-дисплеях (для вывода мнемоник под референсные мониторы с PGM и PVW) и рэковом аудио мониторе аналоговых сигналов размером в 1U. В итоге, в ассортиментной линейке производителя и в АСБ «БУМ-ТВ» появилось оборудование LES KUMD-188 и LES AM-11AS.

Чтобы закончить тему резервирования процессов телепроизводства, осталось упомянуть про систему синхронизации, систему кодирования эфирной программы в IP-поток и систему электропитания всего комплекса.
Система синхронизации в АСК представлена комплектом Imagine Communications VSG-4-SYS, состоящего из двух синхрогенераторов, подключенных к автоматическому коммутатору, переключающемуся на резервный синхрогенератор в случае выхода из строя основного. Все эти три устройства имеют по 2 блока питания, чтобы минимизировать риски потери опорного синхросигнала вследствие проблем с электросетью.

Система кодирования реализована на кодерах ведущего поставщика решений для доставки видеоинформации Harmonic Ellipse 3202 (с резервными блоками питания) и автоматическом коммутаторе IP-потоков FOR-A IPS-6200. Данные кодеры имеют на борту самые совершенные на данный момент алгоритмы компрессии и обладают гибкостью системной архитектуры, что позволяет достичь новых уровней качества видеоконтента и эффективности технологического процесса. Поддержка множества форматов и кодеков, малая задержка и встроенный модулятор создают полностью новую платформу кодирования и доставки видеоконтента.

Harmonic Ellips 3202 поддерживает все кодеки SD/HD и MPEG-2/MPEG-4 в форматах 4:2:0/4:2:2, 8/10 бит. Наличие входа 3G SDI позволяет кодировать HD контент с качеством до 1080p60. Возможности ремультиплексирования и каскадирования позволяют Harmonic Ellipse™ 3202 работать автономно без внешнего мультиплексора или генератора PSI для формирования полноценного транспортного потока, что делает его одним из самых универсальных из существующих кодирующих устройств.

Система электропитания имеет тройное резервирование:
1) Два ввода городской сети с автоматическим коммутатором;
2) Источник бесперебойного питания фирмы APC, позволяющий вещающему оборудованию при полной рабочей нагрузке проработать до двух часов;
3) Дизель-генераторная установка.

Помимо этого, в рэковых стойках установлены автоматические переключатели TSL MDU2-CO, переключающие питание стоек между разными источниками в случае пропадания одного их них: городской сетью и ИБП. Кстати, в системе электропитания широко применяются распределители и дистрибьюторы питания российского производителя оборудования, приборов и аксессуаров для силового подключения шоутехники «Партнер-ЛМ».
Еще одной отечественной фирмой, участвовавшей вместе с нами в проекте, стала «Студио Про», чьи специалисты спроектировали и изготовили в корпоративных цветах «БУМ-ТВ» технологическую мебель: консоли видеорежиссера, звукорежиссера, инженера, продюсера и консоль эфирной аппаратной, а также – два вида мониторных тележек (для операторов и для ведущих).
Не сложно заметить, что для реализации такого масштабного и непростого проекта было привлечено большое количество российских компаний, что позволило в краткие сроки совместными усилиями решить огромное количество технических задач и оперативно преодолеть возникшие трудности. Итогом кропотливой работы и беспрецедентного сотрудничества стало появление уникального программного обеспечения, уникального оборудования и уникальных технологий, позволивших появиться уникальному большому универсальному телемагазину всего за 100 дней.


 

sps_rss.png


  • запрос менеджеру

  • избранное

  • облегчи поиск

  • Камкордеры SONY
  • 20 лет в спорте
  • Наши проекты
  • Сертификат НАТ